ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

ПРАВО НА МОЛЧАНИЕ

Татьяна СЛОНОВА не представляет свою жизнь без чтения книг. На большинстве детских фотографий она запечатлена с книгой в руках. И хотя по настоянию родителей получила экономическое образование и работает бухгалтером, читает каждую свободную минуту. Друзья и коллеги не ломают голову, что подарить на праздники, а за обеденными посиделками обсуждают очередное произведение, которое передают из рук в руки.

- Взяла бы на необитаемый остров роман Алекса МИХАЭЛИДЕСА «Безмолвный пациент», который стал самым настоящим сюрпризом. Не ожидала, что банальный на первый взгляд детективный триллер обернется такой запоминающейся историей. Обычно книги такого формата читаю и тут же забываю все детали и подробности, но история Тео Фабера и Алисии Беренсон еще долго не сотрется из моей памяти.

Уже с самого начала роман выглядит многообещающе: если просто убийством искушенного в детективах читателя не удивить, то молчание убийцы оказывается весьма нетривиальной и любопытной деталью, стимулирующей воображение. Повествование ведется от лица психотерапевта по имени Тео, мысли Алисии читаем в форме дневника. Никто так и не смог подтвердить или опровергнуть вину Алисии. А она хранит молчание, запертая в стенах психиатрической лечебницы на принудительное лечение. Тео пытается помочь Алисии, разговорить ее на сеансах терапии и раскрыть тайну смерти ее мужа. Главный герой зачарован этой неразгаданной загадкой и самой личностью преступницы, навещает знакомых и родственников Алисии, чтобы понять, что же произошло шесть лет назад. Стремясь помочь своей пациентке, Тео не замечает, как над его собственной головой сгущаются грозовые тучи. Он уверен, что ему удастся сделать то, что до него не получилось ни у одного врача. Сможет ли он достучаться до Алисии? Захочет ли услышать правду, если она начнет говорить?

Автор отлично продемонстрировал на примере своих героев, как детские психотравмы могут сказаться на всей будущей жизни человека, как причудливо ведет себя психика, пытаясь справиться с горем и утратой, как мы обманываем самих себя в надежде скрыться от боли. В сюжет романа изящно вплетен древнегреческий миф об Алкесте, которая согласилась пожертвовать своей жизнью ради любимого мужа Адмета. Впоследствии ее удалось вернуть из царства мертвых, но с тех пор она не проронила ни слова. Неспроста Алисия подписывает свою последнюю картину именем Алкесты - именно здесь стоит провести параллели для раскрытия тайны. В этой книге много боли. Сначала она еле просматривается сквозь возведенные стены молчания и притворства, но чем ближе к финалу романа, тем ярче и отчетливее сквозит эта боль в каждом из главных героев. Тео не менее Алисии травмирован своими непростыми отношениями с отцом в детстве. Именно поэтому он и пришел в профессию - только психотерапия способна исцелить человека с глубоко раненой душой. Как важно, чтобы рядом был хоть один человек, с которым чувствуешь себя в безопасности, от которого исходят эмпатия и поддержка. Для Тео таким человеком становится Рут. Сеансы психотерапии с Рут, описываемые Тео Фабером, - одни из немногих эпизодов в книге, которые греют душу. В прошлом Алисии тоже много травматичного опыта, который в итоге привел ее к пограничному расстройству личности и параноидальным наклонностям. Самый болезненный и тяжелый момент всей книги - история из детства, связанная с отцом. Слова Алисии «он убил меня» не выражают и сотой доли того, что почувствовала маленькая девочка, подслушав разговор отца с тетей.

Прием, который использует писатель для усиления эффекта от неожиданной развязки, далеко не нов, тем не менее надо признать – все получилось чрезвычайно эффектно и очень подходяще к атмосфере романа. Несмотря на легкий шок, книга читается легко. Автор смог вовлечь в напряжение, в интригу, в запутывание, когда не знаешь, кому верить. Однозначно рекомендую любителям этого жанра.

Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой

 

Поделиться:

Читать также:

12.04.2024 - 20:09

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАЙНЫ БЫТИЯ

Арсен ГАЛАТОВ о себе говорит, что быть фотографом - его профессия и состояние души. У него в арсенале несколько камер, поэтому, даже отправляясь туда, где, казалось бы, снимать не собирается, берет с собой небольшую камеру.
03.04.2024 - 10:29

О тех, кто совсем недавно жил и любил

Возможно, в настоящее время самый востребованный спектакль в Московском театре Олега Табакова - «Охота жить» по рассказам Василия ШУКШИНА.
29.03.2024 - 09:42

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ

Ирина КАПКОВА работает специалистом отдела продаж торговой марки, имеет разряд по плаванию и любит кулинарить по выходным. В работе придерживается принципа «сделай все качественно и вовремя», поэтому максимально собранна и продуктивна.
27.03.2024 - 10:08

ЖИВОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА

На прошлой неделе состоялась встреча студентов социально-гуманитарного института КБГУ с представителями Абхазского государственного университета - преподавателем кафедры абхазской литературы филологического факультета, поэтом Абзагу КОЛБАЯ и старшим преподавателем кафедры абхазской литера
22.03.2024 - 09:00

ЖИЗНЬ ХРУПКА, КАК ФАРФОР

Лалина СОКУРОВА преподает в музыкальной школе, любит печь шоколадные десерты и при любой возможности уютно устроиться в кресле с книгой. В литературе отдает предпочтение романам о разных эпохах, жизни обычных людей, сильных чувствах.