СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В МЕДИЦИНЕ – МИРОВОЙ ТРЕНДКак мы уже сообщали, в Нальчике прошла I северо-кавказская конференция «Вершина качества-2024», на которой обсуждены практические вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в Российской Федерации на основе опыта лидеров. С основным докладом выступил директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора Александр ЗАПОЛЬСКИЙ. Он рассказал о том, что собой представляет система менеджмента качества в медицине и насколько важно ее внедрение. - Попытки внедрения стандартов управления и менеджмента качества начались еще в XIX веке. Это было связано с промышленной революцией, когда появились первые конвейеры и промышленники поняли, что им необходимо следить за качеством. В 50-60-е годы XX века начала развиваться система управления качеством в медицине. Тогда же появилась так называемая триада Донабедиана: структура – процесс - результат. Сейчас в мире более 120 программ в этой сфере. Уже не надо доказывать, что СМК (система менеджмента качества) – это нужно, это давно доказано, это мировой тренд, - отметил докладчик. - В каждой стране есть своя интерпретация СМК, и мы не исключение, но в целом стандартизировать медицинскую деятельность необходимо. В нашей стране основой для СМК является соответствующий приказ Минздрава РФ. Основных понятий два. Первое - «медицинская деятельность», второе – «медицинская помощь». Медицинская помощь регламентируется стандартами и порядком ее оказания, а медицинская деятельность – стандартами ее организации. Два этих поля друг без друга существовать не могут. Но организация медицинской деятельности имеет большее влияния на медпомощь, а не наоборот. Надо заметить, что понятие качества довольно сложное, оно применяется в различных отраслях и сферах жизни и имеет разное значение. А как нам удовлетворить ожидания большого числа участников процесса – пациентов и медицинских работников? Одно из основных правил - безопасность пациентов. Все понимают - когда идет большой поток пациентов, случаются разные ошибки. Безопасность – это состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, а конечной ее целью является нейтрализация или исключение различных опасных факторов. По большому счету мы говорим об управлении рисками, и здесь появляется определение «нежелательных событий». Условно их можно разделить на две категории: предотвратимые и непредотвратимые или почти непредотвратимые. К предотвратимым относятся те самые медицинские ошибки. Сейчас, по нашим нормам, они допускаются в определенных пропорциях, а по сути должен быть ноль. И это не просто модель, этого возможно достичь. Во всяком случае, к нулю стремиться необходимо. Есть, конечно, условно непредотвратимые события. Например, индивидуальная реакция организма, которую не всегда можно предугадать, хотя, возможно, пока мы просто не научились этого делать, но через какое-то время научимся. Но их тоже нужно сводить к минимуму. Таким образом безопасность пациента – это отсутствие непредотвратимых инцидентов в процессе оказания медицинской помощи и снижение их до приемлемого уровня. И здесь важный вопрос – искренность и открытость. Это, наверное, наиболее сложный момент, когда медицинские организации сталкиваются с менеджментом качества. Несколько слов о структуре. Сама по себе медицинская организация – это не только здание, ресурсы, в том числе человеческие, но и еще процессы, которые осуществляются и регулируются органами управления. В свое время французский горный инженер Анри ФАЙОЛЬ сформулировал основные функции менеджмента как совокупность современных технологий, принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы различных предприятий. Это планирование, прогнозирование, организация, развитие, контроль, координация и мотивация. Пока этими процессами не каждый руководитель занимается ежедневно. Пожалуйста, обратите на это внимание. Надо понимать, что человек, когда пересекает границу медицинской организации, становится пациентом и центральным участником этих процессов. По крайне мере, должен быть центральным. В этой системе есть много подсистем. Часто путают бережливые технологии и СМК. Это не одно и то же. Бережливые технологии сами по себе не позволят нам управлять организацией в целом. Необходимо смотреть системно на все процессы: безопасность эпидемиологическую, лекарственную, хирургическую, медицинских изделий и так далее. Надо иметь стратегию и развивать ее. Мы должны обучать работников, пациентов и родственников. Это сложная системная работа, комплекс процессов. Нежелательные события – это фактор, создающий угрозу и повлекший причинение вреда здоровью граждан, а также удлинение срока оказания медицинской помощи. А медицинская ошибка – непреднамеренное ошибочное действие или бездействие, которое нанесло вред пациенту. Кто-то когда-то сказал, что человеку свойственно ошибаться. Но для пациента эта ошибка может оказаться последней. Если он в клинике встретится с врачом, который думает, что любому человеку свойственно ошибаться, могут возникнуть проблемы. Где же тогда баланс между правом на ошибку и ее исключением? Это стандартизация. В любом состоянии, в том числе крайней усталости, медицинский работник должен осуществлять стандартные процедуры. Когда процессы стандартизированны, они предполагают определенную схему действий, вы просто идете и делаете, потому что так надо. При такой стандартизации уже нет качелей – свойственно ошибаться или не иметь права на ошибку. Мы делаем так, как положено. Нежелательные события крайне важно мониторировать. Это одна из самых важных составных менеджмента качества. Это работа над ошибками. Но ошибки необходимо обязательно проявлять. Это крайне важное направление. Цель мониторинга - фиксировать все происшествия, которые привели к смерти или потере здоровья пациента и психологическому стрессу, на который ранее вообще не обращали внимания, то есть все, что вышло за рамки нормы и здравого смысла. Задача системы регистрации для любого сотрудника – удобно и просто сообщить об ошибке. Необходимо обучать этому. Руководитель должен объяснить сотруднику, что когда он совершает ошибку, может сообщить об этом без страха, его не будут увольнять или лишать премии, просто вместе начнут работать над ошибками. Сотруднику, сообщившему об ошибке, нужно предоставить обратную связь для корректирующих действий. Руководитель обязан предоставить ему условия, предотвращающие наказание. Он должен поверить этому, когда сделает что-то не так, не по плану, и тогда в следующий раз ошибка не будет допущена. Потому что большая часть ошибок – коллективные проблемы. Пару слов о функционировании системы. Можно условно выделить семь этапов - сбор сообщений, внесение нежелательных событий в систему медицинской организации, их классификация, организация корректирующих действий и их контроль, информирование о том, чем все закончилось. Когда это войдет в привычку и станет системой, тогда поменяется культура медицинской организации. Это длительный процесс, но он сработает. Такая схема будет работать, только когда все поверят в нее. Ежедневно и ежеминутно будут делать это. И тогда значительно повысится качество. Это уже реально работающая система в центральных регионах. Медицинские организации, которые эту систему внедряют, имеют огромное конкурентное преимущество. Важен и экономический эффект. Для региона это могут быть сотни миллионов сэкономленных рублей. СМК планируется к внедрению по всей стране. Замечу, что 93 процента медицинских организаций, которые сертифицировались, через три года по собственной инициативе проходят ресертификацию. Люди понимают, что жить по-другому уже невозможно. Ольга КАЛАШНИКОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|