БЛАГО ИЛИ НАКАЗАНИЕЭлина ТОКОВА работает ассистентом руководителя в агропромышленной фирме, в свободное время пишет акрилом фантазийные картины и любит бывать на природе. Любовь к книгам Элине привил отец, который читал дочерям на ночь занимательные истории. Параллельно с первым классом девочки были записаны в библиотеку, где почти каждую неделю брали новые книги. - Взяла бы на необитаемый остров книгу «Последний самурай» Хелен ДЕВИТТ. Сразу предупрежу: к одноименному фильму она не имеет никакого отношения. Это история маленького вундеркинда по имени Людо, сокращенно от Людовика. Первая половина романа о том, как сложно воспитывать маленького гения. Особенно, если ты одинокая мать с малооплачиваемой работой и собственными психологическими проблемами, живущая в холодной лондонской квартире. Вторая половина романа о том, как сложно быть маленьким гением. Людо - малолетний трудоголик, жаден до знаний, буквально засыпает мать вопросами. Похоже, Сибилла уже и сама не рада, что научила читать сына в два года. В четыре года Людо осваивает греческий язык и начинает читать «Одиссею». У него талант к языкам, к математике, физике, химии, философии, искусству и так далее. Но каким бы одаренным ни был мальчик, он все равно ребенок и хочет внимания обоих родителей. Задается вопросом, кто же его отец. Вокруг темы воспитания мальчика без отца и строится повествование. Значительную часть своей пока недолгой жизни Людо посвятил попыткам выяснить это, но разгадка ему не понравилась. И тогда, что тоже признак настоящей гениальности, Людо решил выбрать себе в отцы кого-нибудь другого, основываясь на просмотре фильмов, а также на изданных дневниках и телепередачах о путешествиях своих современников. Поиск достойного кандидата начинается как забавный эксперимент, но дальше Людо ныряет в жизнь и душу каждого из них так глубоко, что становится больно и грустно от понимания того, как редко талант и разум приносят обладателю счастье в жизни. Малолетние гении часто выглядят хрупкими психологически, наверное, этому имеется человеческое или педагогическое объяснение. Это восхитительный роман о силе способности к мышлению и несовершенстве мира. Часть романа от лица Сибиллы содержит фрагменты потока сознания, когда предложения наезжают друг на друга и все запутано, - восторг для любителей литературных ребусов. Часть от лица самого Людо написана более структурированно, хотя и срывается на повторения в моменты душевного смятения. Очень понравилась мать Людо - Сибилла. Героиня близка мне, потому что во многом разделяю ее взгляды на жизнь. Я тоже считаю, что дети достойны уважения и могут иметь права наравне со взрослыми. Что важно всегда иметь достойный пример для подражания и нет ничего зазорного в том, чтобы пересматривать любимый фильм помногу раз. Восхищает также способность к эмпатии, которой писательница наделила своего героя. Мне понравился контраст, которого автор добилась путем сочетания общего и главного с маленьким и частным. Например, мы сначала знакомимся с самой Сибиллой, которая много часов подряд пытается прочитать книгу на языке, который плохо знает, чем вызывает восхищение. Потом с ее одаренным сыном, который уже в пять лет хочет учить японский язык. И во все эти немного мудреные и высокие диалоги и описания вкраплены небольшие, но очень яркие подробности, например, что Сибилла с сыном любят полакомиться жареными цыплятами и сэндвичами с арахисовым маслом и джемом, ну и некоторые другие вроде примерки свитеров или поездок в метро. Как вы поняли, книга совсем не о Японии. Тогда почему же она так называется? Дело в том, что Сибилла и Людо бесконечно пересматривают фильм Акиры КУРАСАВЫ «Семь самураев». И по коварному замыслу мамы мальчик перенимает из фильма мужские модели поведения. Книга своеобразная, но очень интересная и осмысленная. Герои хорошо прописаны, повествование иногда выглядит абсурдным, но не перестает быть увлекательным. Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|