ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

«ЛИЦОМ ОТЕЛЛО БЫЛ МНЕ ДУХ ОТЕЛЛО»

В Балкарском государственном драматическом театре им. К. Кулиева прошла премьера спектакля «Отелло» по одноименной пьесе Уильяма ШЕКСПИРА.

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств КБР Магомед АТМУРЗАЕВ, художник-постановщик – Аслан УЯНАЕВ, музыка Артура ВАРКВАСОВА, сценические бои заслуженного артиста КБР Орусби ШАВАЕВА, помощник режиссера – Мурат ГИЛЯХОВ.

Бесспорно, все режиссеры мира считывают великого Шекспира по-своему, иначе и не может быть. После этого спектакля возник вопрос: «Отелло» - это трагедия или все-таки комедия? Безусловно, трагедия, скажут многие. Но ведь в любой трагедии есть много комичного, а здесь это заложено в самом сюжете, основанном на ревности мужей. Эта балансировка между трагедией и комедией вызвала разноречивые чувства у зрителей. Образ Отелло, созданный народным артистом КБР Мажитом ЖАНГУРАЗОВЫМ, гротескный и утрированный. Кто-то согласился с ним, кто-то нет. Но равнодушных в зале не было. Сразу возникло желание перечитать пьесу, чтобы найти подтверждение сценическому образу. Конечно, было бы проще создать спектакль «по мотивам» чужих работ, по отработанным лекалам, но творчество ли это? Предложить зрителю свое прочтение и видение – не только смело, но и рискованно. Но без таких рисков невозможно прощупать пульс театра.

Хочется особо отметить работу художника-постановщика Аслана Уянаева. Пожалуй, никогда в Балкарском театре не было столь гармоничной и красивой сцены, абсолютно точно отражающей дух описываемого времени. Кто был в Венеции, подтвердит. Можно только представить, сколько материла изучил художник, чтобы создать такие декорации. Обычно под декорации отводилась лишь часть сцены, иногда они даже мешали восприятию происходящего. Здесь же Уянаев полностью задействовал всю сцену, и море на экране то оживает, наступая, то бушует, чернея, то замирает, и мы видим в застывших линиях волн глаз, внимательно смотрящий за действием. Возникает двойственное ощущение: а не бушующее ли море диктует людям их слова и действия? Насколько мы свободны от влияния извне? Какие космические силы владеют нами? Или это море – неумолимая стихия судьбы? Композитор Артур Варквасов использовал в своей музыке звуки воды, потому что море рядом, герои, говоря о своей жизни, упоминают его, водная стихия – часть их бытия. Музыка ни разу не разрушила полотно спектакля, и это тоже несомненный плюс спектакля.

Бушующее море, стихия воды или судьбы, которую не одолеть…Отелло пытался бороться со своей ревностью. Но любовь – ненормальное состояние человека, это уже доказали ученые. И Отелло, с которым связывают безопасность прекрасной Венеции, защиту от врагов, мужественный, расчетливый, сильный, человек-лидер, скатывается в безумие ревности и становится убийцей горячо любимый жены. Мажит Жангоразов показал: что-то в природе Отелло было предрасполагающее к этому падению. Эту брешь в образе мавританца-воина почувствовал и Яго, интриган и завистник, роль которого блистательно сыграл Арафат ГОГУЕВ. У Яго развита интуиция, он хорошо чувствует все сильные и слабые стороны окружающих и точно просчитывает возможные траектории развития действия. Самолюбие Яго оскорблено, он считает, что именно он должен был быть лейтенантом, а не Кассио. Яго презирает теоретика Кассио, он – практик, но, увы, злодей. Продвижение по службе, полное доверие, покровительство – он жаждет их, но не находит. Признание заслуг, карьера – все не так, и вина всему – Отелло. Месть становится смыслом его жизни. Возникает вопрос: верил ли он в возможное грехопадение Дездемоны, в вероятность будущих ее романов? Да. Для него нет ничего святого. И этот тип людей, которые видят в людях только плохое и плетут интриги, был, пожалуй, самым убедительным в спектакле.

Образ Дездемоны, созданный Саидой ЖАНГУРАЗОВОЙ, тоже вызывает много споров, и это хорошо. Дездемона предстает перед нами чистой, нежной и хрупкой. Но она ушла к мавританскому генералу, невзрачному чернокожему человеку намного старше ее, будучи дочерью известного венецианского сенатора Брабанцио: это поступок сильного человека. «Лицом Отелло был мне дух Отелло», - говорит она. Ни возраст, ни внешность не стали для нее преградой, она полюбила душу генерала и была верной и любящей женой. Но червь сомнения, заложенный Яго, разрушил мир любви. Всего несколько слов, и яд начинает разъедать Отелло. Казалось бы, интонации Дездемоны должны быть более экспрессивными, ее неприятие клеветы более самоуверенным, но у Саиды Жангуразовой - образ нежнейшего цветка, растущего среди каменных плит.

Роль Эмилии сыграла заслуженная артистка КБР Асият АТМУРЗАЕВА, она очень точно передала боль человека, невольно ставшего причиной трагедии. И боль жены, которая делит ложе и кров с подлецом. Роль Бьянки, легкой и бездумной, исполнила Халимат АЛТУЕВА.

Солтан МИРЗОЕВ - Монтано, Орусби ШАВАЕВ - Брабанцо, Хаждаут БИЧИЕВ - Лодовико, Тахир ЖУЛАБОВ – Дож и другие актеры также внесли свою лепту в создание удивительной атмосферы спектакля. Можно определенно сказать, что ансамблевая игра состоялась, и за этим – огромный труд всего коллектива.

Премьера «Отелло» - маркер. Очевидно, что Балкарский госдрамтеатр может нестандартно прорабатывать классический материал, давая пищу для бурных споров о сути творчества в театре. Любовь не только дар небес, который раскрывает человека, зачастую она же приносит боль, страдания, даже может полностью разрушить человека. «Отелло» - о невозможности жить без любви и невозможности жить в любви. О ее многоликости. Что ж, сложная беседа со зрителями о самом чудесном, но и опасном чувстве состоялась. Бурные овации и букеты цветов – свидетельство благодарности зрителей за погружение в море любви.

Марзият БАЙСИЕВА

Поделиться:

Читать также:

12.04.2024 - 20:09

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАЙНЫ БЫТИЯ

Арсен ГАЛАТОВ о себе говорит, что быть фотографом - его профессия и состояние души. У него в арсенале несколько камер, поэтому, даже отправляясь туда, где, казалось бы, снимать не собирается, берет с собой небольшую камеру.
03.04.2024 - 10:29

О тех, кто совсем недавно жил и любил

Возможно, в настоящее время самый востребованный спектакль в Московском театре Олега Табакова - «Охота жить» по рассказам Василия ШУКШИНА.
29.03.2024 - 09:42

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ

Ирина КАПКОВА работает специалистом отдела продаж торговой марки, имеет разряд по плаванию и любит кулинарить по выходным. В работе придерживается принципа «сделай все качественно и вовремя», поэтому максимально собранна и продуктивна.
27.03.2024 - 10:08

ЖИВОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА

На прошлой неделе состоялась встреча студентов социально-гуманитарного института КБГУ с представителями Абхазского государственного университета - преподавателем кафедры абхазской литературы филологического факультета, поэтом Абзагу КОЛБАЯ и старшим преподавателем кафедры абхазской литера
22.03.2024 - 09:00

ЖИЗНЬ ХРУПКА, КАК ФАРФОР

Лалина СОКУРОВА преподает в музыкальной школе, любит печь шоколадные десерты и при любой возможности уютно устроиться в кресле с книгой. В литературе отдает предпочтение романам о разных эпохах, жизни обычных людей, сильных чувствах.