ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

ЭПИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ В НАШИ ДНИ

В Нальчике в кинотеатре «Дея Синема» состоялся премьерный показ фильма «Узлы» («Гузэрыдзэ») режиссера Олега ХАМОКОВА. Главные роли исполнили Роберт САРАЛЬП и Светлана МАМРЕШЕВА. Фильм был удостоен гран-при Чебоксарского международного кинофестиваля, а также приза российской социальной платформы «ЯRUS» – «за высокий профессионализм и безупречную психологическую точность в разработке жанра семейной драмы».

Мировая премьера состоялась в Китае во внеконкурсной программе международного фестиваля на острове Хайнань, где он получил высокую оценку. Российская премьера состоялась в Ханты-Мансийске, спецпоказы картины прошли в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге накануне выхода фильма в российский кинопрокат. «Узлы» был тепло воспринят и зрителями, и критиками. Из всех выпускников сокуровской мастерской мало кто удостоился столь высокой оценки. Издание «Газета. ru» - «Это немногословное и подчеркнуто тихое кино, в котором важнее всего точно расставленные интонации: и героев, и автора». Журнал «Сеанс»: «Узлы» - один из самых в хорошем смысле зрительских фильмов среди дебютов мастерской Сокурова. Он не сильно привязан к фестивальному контексту и языку сегодняшнего арт-кино, у него минимальный порог входа для зрителя, очень стройная и ясная сюжетная конструкция». «Proficinema»: «В фильме «Узлы» особая цветокоррекция, которая создает эффект призрачности. Потрясающий солнечный свет в течение всего фильма как будто пытается сгладить углы, шероховатости, сделать теплее семейную драму, разворачивающуюся на экране».

Несмотря на то, что в основе драмы лежит легенда об Адиюх из нартского эпоса и фильм снят на кабардинском языке, эта история понятна и близка многим, кто не является носителем какой-либо из кавказских культур. Женщина – хранительница очага, у которой вся работа спорится, покладистый нрав и невообразимая сила духа, не просто архетип. Она существуют, в любой из наших семей таких женщин, как главная героиня Дина, найдется немало. Как и мужчин, чье сердце очерствело, кто сам не знал тепла и ласки и не способен дать их другому человеку. Оба рано осиротевшие и воспитанные родственниками, зерна лучших человеческих качеств они взрастили в себе по-разному. Появление героини в первом же кадре вселяет тревогу – юная невеста в струящемся белом платье вынуждена спрыгнуть с подножки фуры, на которой муж привез ее в свое жилище. Дождь стеной размывает грязь под ногами, которая пропитывает подол длинного платья. Строительство дома мечты для главного героя – одержимая идея, символ его состоятельности, как и символ из эпоса – неприступная башня, в которую он пытается заточить свою молодую жену. Еще одна ирония из жизни – всем известная кабардинская стройка – бесконечная и беспощадная. Дом огромный, тяжелые железные ворота с тройными затворами возвышаются безмолвным стражем. В восточной философии считалось, что свой дом нужно строить так, чтобы пространство внутри было соразмерно энергии людей, живущих в нем. Если этой энергии меньше, дом будет ее забирать и человек начнет угасать. Дина с первого дня наполняла дом светом и уютом, без устали отмывая от пыли и украшая. Берд же видел только недочеты рабочих, кривые или плохо покрашенные стены. Его жажда обладать лучшим домом во всей округе не позволяла увидеть и насладиться результатом стольких трудов. Еще один пример того, как люди пытаются заполнить пустоту в душе, но она только разрастается, приводя к трагедии.

Натуральные съемки проходили в Кабардино-Балкарии, интерьерная часть – в павильоне киностудии «Ленфильм». По словам режиссера, нужный дом, который отвечал бы всем требованиям, обнаружили на окраине села Чегем II. Обратившись к его хозяевам - Султану и Руслану Алоевым, встретили радушие и согласие, за что режиссер выразил благодарность. Фильм создавался при участие видных деятелей культуры и искусства Кабардино-Балкарии, артистов Кабардинского театра. Музыку к фильму написал композитор Мурат КАБАРДОКОВ. Руководитель центра «Эрмитаж-Кавказ» Альберт Саральп активно участвовал не только в судьбе фильма, но и  мастерской Сокурова в Нальчике. Автор сценария – писатель, поэт, драматург Зарина КАНУКОВА поздравила режиссера с успехом фильма. «Для меня работа над фильмом – в первую очередь история, связанная с родным языком. Нам удалось создать художественное произведение на родном языке, в основе которого адыгская ментальность. Все явления, события и чувства можно описать и рассказать на родном языке. К сожалению, сейчас это проблема для молодежи и детей, которые не могут на нем изъясняться», - поделилась она. Художник по костюмам – модельер Мадина САРАЛЬП рассказала, что работа над созданием образов была для нее чрезвычайно интересной, поскольку она всегда мечтала о работе театрального художника. «Нашей задачей было показать через костюм изменение характера героини, ее эмоционального состояния. Она сама рукодельница, приходит с желанием проявить себя и свой мир через ремесло. У нее свой необычный стиль в одежде, которую создает сама. В отличие от главного героя, одежда которого современна и узнаваема. Вся ткань для костюмов натуральная, мне хотелось передать текстуру, создать ощущение тактильности. При этом на экране мы видим, что вещь уже пожила. Многие атрибуты выбирались на рынке у бабушек, продающих старые вещи. Мне доставила удовольствие работа над созданием этого образа. После съемок Светлана призналась, что ей было приятно надевать каждую вещь, даже было жаль с ними расставаться. Большую часть вещей оставили себе члены творческой группы, что тоже приятно». Олег Хамоков подчеркнул, что эпический сюжет об Адиюх всегда волновал, он хотел обыграть его в современных реалиях: «Нартский эпос - сокровище нашего народа, кладезь всей мудрости, которую народ приобрел за долгую историю. Я вырос на эпосе, неоднократно перечитывал сюжеты, для меня это, возможно, оценочный триггер, который примеряю к жизни. Уверен, что в своих основах человечество с тех пор не поменялось. Поменялись внешние обстоятельства и технологии, но человек не может уйти от собственной природы. Эти ситуации типичны и актуальны в мировом масштабе. Светлану Мамрешеву увидел много лет назад и уже тогда понял, что эта роль для нее. Относительно Роберта Саральпа были сомнения, поскольку я не видел его в этой роли, но в итоге было стопроцентное попадание. Конечно, все это было бы невозможно без непосредственного участия Александра Сокурова». Олег Хамоков также выразил признательность исполнителям ролей второго плана - Тамаре БАЛКАРОВОЙ, Алиму ХОКОНОВУ и всему съемочному коллективу. Фильм снимался в одно время с лентами «Тембот» Тины МАСТАФОВОЙ и «Птица ищет клетку» Малики МУСАЕВОЙ, где были задействованы многие члены актерской команды.

Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой

Поделиться:

Читать также:

21.02.2024 - 11:06

ОБЫЧНЫЕ ГЕРОИ

На протяжении многих десятилетий одними из самых популярных в литературе остаются темы подвига, любви и надежды, желания жить и самопожертвования ради других.
21.02.2024 - 10:44

ПОТОМУ ЧТО ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ

Заур и Алена АТЛАСКИРОВЫ создали семью в апреле 2019 года. В интернациональной семье из Нальчика воспитываются трое детей – четырехлетний Ислам, двухлетняя Самира и пятимесячная Амина.
21.02.2024 - 10:41

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ НАРОДА

Родной язык служит выражением самосознания и связи поколений. Ежегодно 21 февраля в мире отмечается Международный день родного языка. О действующих программах и мерах поддержки по сохранению родных языков мы поговорили с и.о.
14.02.2024 - 20:19

ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА

Есть люди не просто неравнодушные, но и считающие своим долгом активно участвовать в социальной деятельности. Энтузиазм и стремление к переменам нашей героини могут вдохновить других и привести к позитивным изменениям в обществе.
14.02.2024 - 20:17

КТО ДЕЛАЕТ ДОБРО ДРУГОМУ, БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕЛАЕТ ДОБРА СЕБЕ

В прошлые выходные мы побывали в Республиканском театре кукол на спектакле «Маленькая фея» по пьесе югославского драматурга Воймила РАБАДАНА, написанной более 40 лет назад. Поставила спектакль режиссер Марина МИХАЙЛОВА.