ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

ТАЙНА ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Марьям МАСУРБИЕВА – художник-иллюстратор и копирайтер. С детства много читает, окончила филологический факультет. Постоянный гость литературных проектов и поэтических вечеров. Кроме любви к литературе, с увлечением занимается походами на природу, в горы, где, по ее словам, находит вдохновение для работы и жизни.

- Взяла бы с собой на необитаемый остров роман «Тайная история» Донны ТАРТТ. Это книга, которую я перечитывала уже дважды и, пожалуй, буду перечитывать в третий раз с огромным удовольствием. Автор выстраивает интересный сюжет, комбинируя классические приемы, при этом создавая нечто совершенно уникальное. Тут и атмосфера классического университетского романа, и детектив, и немного запутанная хронология. Это первая книга автора, о которой многие забывают на фоне успеха «Щегла». Это неправильно, «Тайная история» - невероятное произведение, наполненное уникальной атмосферой и тонким психологизмом. Если в «Щегле» много живописи и искусства, то в этой истории много отсылок к античности, к древнегреческому языку, поэзии Гомера, философии Платона. Некоторые называют эту книгу триллером, но я не соглашусь - от триллера здесь только тот самый, практически хичкоковский саспенс, нарастающий, будто исподволь. Но для того же триллера, на мой вкус, герои слишком уж ярко прописаны. Начало кажется достаточно вязким и не располагающим к динамичному развитию сюжета, но далее попадаешь в сети событий и не можешь оторваться от книги. Может, потому, что произошло убийство и книга превращается в детектив. Перед читателем разворачивается жизнь студентов, которые увлечены античной Грецией. В криминальную историю по собственной воле оказался вовлечен главный герой книги - студент колледжа Ричард Пейлен. В центре повествования, помимо самого Ричарда, несколько молодых интеллектуалов - его друзей, изучающих вместе с ним древнегреческий язык и литературу в колледже, расположенном в небольшом городке Хэмпден, затерянном среди гор и лесов штата Вермонт. Главный герой - довольно бесхарактерный, нерешительный, служит, в сущности, лишь для освещения событий романа и для роли рассказчика. В романе достоверно и даже отчасти иронично описана жизнь студенческого кампуса - с многочисленными вечеринками, алкоголем, наркотиками и случайными связями. При этом повествование достаточно напряженное. В нем постоянно ощущается близость различных бед и неприятностей, которые так или иначе угрожают главному герою. При этом сам он - человек впечатлительный и подверженный всевозможным комплексам, главный из которых - его недостаточно аристократическое происхождение по сравнению с большинством его сокурсников. Неудивительно, что описания различных психологических состояний главного героя занимают автора едва ли не больше, чем реальная хроника происходящих событий. Автор с такой легкостью меняет отношение читателя к героям, в то же время оставляя их в принципе такими, какие они есть. Это настолько тонко и точно психологически выверенно, что я даже не замечала, когда у меня это самое отношение менялось и надолго ли меня хватит, чтобы презирать одного героя и восхищаться другим, а потом жалеть первого и ужасаться второму.

Роман написан в классической манере. Помимо основной, криминальной, сюжетной линии, в нем много второстепенных подробностей, описаний и эпизодов, на первый взгляд не имеющих отношения к главным событиям. Присутствие реальных опасностей, интриг и неожиданных поворотов сюжета придает происходящему дополнительный динамизм. Кроме того, очень интересно наблюдать за развитием отношений главного героя с его новыми друзьями: от трепетного восхищения оно постепенно видоизменяется до вполне критичного - по мере узнавания этих людей, их характеров и жизненных обстоятельств.

Каждый персонаж прописан писательницей детально. Язык книги действительно великолепен, пару раз перечитывала какие-то места и думала, насколько же верно подобраны слова и выражения. При этом не назвала бы его сложным или витиеватым. Сюжет тоже зацепил - в самом начале составляешь суждение о поступках героев и с каждой страницей сомневаешься в своих поспешных словах. О самих героях и их поступках можно говорить, если не бесконечно, то очень долго, книга, несомненно, оставит пищу для размышлений.

Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой

 

Поделиться:

Читать также:

21.02.2024 - 11:06

ОБЫЧНЫЕ ГЕРОИ

На протяжении многих десятилетий одними из самых популярных в литературе остаются темы подвига, любви и надежды, желания жить и самопожертвования ради других.
21.02.2024 - 10:44

ПОТОМУ ЧТО ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ

Заур и Алена АТЛАСКИРОВЫ создали семью в апреле 2019 года. В интернациональной семье из Нальчика воспитываются трое детей – четырехлетний Ислам, двухлетняя Самира и пятимесячная Амина.
21.02.2024 - 10:41

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ НАРОДА

Родной язык служит выражением самосознания и связи поколений. Ежегодно 21 февраля в мире отмечается Международный день родного языка. О действующих программах и мерах поддержки по сохранению родных языков мы поговорили с и.о.
14.02.2024 - 20:19

ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА

Есть люди не просто неравнодушные, но и считающие своим долгом активно участвовать в социальной деятельности. Энтузиазм и стремление к переменам нашей героини могут вдохновить других и привести к позитивным изменениям в обществе.
14.02.2024 - 20:17

КТО ДЕЛАЕТ ДОБРО ДРУГОМУ, БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕЛАЕТ ДОБРА СЕБЕ

В прошлые выходные мы побывали в Республиканском театре кукол на спектакле «Маленькая фея» по пьесе югославского драматурга Воймила РАБАДАНА, написанной более 40 лет назад. Поставила спектакль режиссер Марина МИХАЙЛОВА.