ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК СВОЕЙ ЭПОХИВ июне исполнилось 95 лет со дня рождения одного из самых ярких представителей адыгского народа, ученого-фольклориста Заура НАЛОЕВА. Его труды и сегодня являются образцом высокого профессионализма и поражают своей масштабностью. Посвященные фольклору, народному искусству джегуако, мифологии, истории письменной литературы и современному литературному процессу, они являются сокровищницей современного кавказоведения, что принесло ему широкую известность и признание в научном мире. Заур Налоев родился 15 июля 1928 года в с. Старый Урух (Хатуей) Урванского района КБР. Литературную деятельность начал в 1948 году, опубликовав в газетах свои первые рассказы и стихи. После окончания в 1952 году Кабардинского государственного педагогического института был приглашен на кафедру кабардинского языка и литературы. С 1954 по 2012 год работал в Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований. Связав жизнь с наукой, Заурби Магометович оставался преданным ей до конца своих дней. Он автор более двухсот научных, литературно-критических, публицистических работ, докладов на международных, всесоюзных и региональных научных конференциях, в том числе семи монографий и сборников статей по адыгской филологии и истории культуры. Народный писатель КБР, заслуженный деятель науки КБР, заслуженный деятель культуры Республики Абхазия, награжден медалями «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны», «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом Леона (Абхазия), почетными грамотами Президиума Верховного Совета КБАССР (1966, 1987). Коллеги Заура Налоева отмечали его неутомимую страсть к исследованию, желание дойти до самой сути, выстроить хронологию событий, способность конструктивно решать сомнения и спорные вопросы. Под его руководством созданы такие значимые труды, как «Очерки истории кабардинской литературы», «Сказания о Жабаги Казаноко», уникальное издание «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» в четырех томах стало результатом многолетнего сотрудничества Заура Налоева, Зарамука КАРДАНГУШЕВА и Владимира БАРАГУНОВА. Им были подготовлены и изданы наследие представителей Баксанского просветительского центра «Адаб баксанского культурного движения» (1991), труды Бетала КУАШЕВА, Хасана ЭЛЬБЕРДОВА (1991), Джансоха НАЛОЕВА (2004). Заурби Магометович буквально вернул своему народу малоизвестного кабардинского поэта Исмаила КЛИШБИЕВА, выпустив сборник его стихов (2009). В произведении И. Клишбиева «Золотая гряда» («Iуэдыщэ»), наполненном образно-смысловыми контрастами, запечатлена история адыгского народа. З. Налоев собрал, систематизировал, составил научные комментарии к изданиям «Антология кабардинской поэзии» (1957) и «Антология ранней адыгоязычной литературы» (2010). Последнее стало явлением в кабардинской литературе и литературоведении. В книгу вошли материалы, относящиеся к ранней стадии формирования современной адыгской литературы. «Антология ранней адыгоязычной литературы» до сих пор остается настольной книгой по изучению истории кабардинской литературы для студентов кабардинского отделения. Заур Налоев участвовал во многих полевых фольклорных экспедициях, в которых по крупицам были собраны и восстановлены утраченные страницы адыгского фольклора в ходе общения с жителями аулов и сел, записал большое количество народных произведений, которые составили ценный фонд в научном архиве КБИГИ. Бесценным достоянием культуры народов Кабардино-Балкарии стали издание «Антологии кабардинской детской литературы», работы по литературной обработке собрания кабардинских народных сказок, переводы ста лучших сказок народов мира на кабардинский язык. Поэт признавался, что сбором детского фольклора начал заниматься, когда у него родились дети. Большое значение для национальной культуры имеет его литературная деятельность. Многие его поэтические произведения вошли в фонд кабардинской классики. Появление сборника его новелл «Къру закъуэ» («Одинокий журавль») в 1981 году стало явлением для всей кабардинской литературы. Новеллы, в которых ярко представлены события и размышления, тесно переплетены с мифологией адыгов. Образы, созданные Зауром Налоевым, отличаются философской глубиной и художественным совершенством. Этот сборник по желанию автора переиздали в 2012 году. Он является автором серии статей по вопросам вузовского и школьного обучения, составителем антологических сборников фольклорных и литературных произведений для детей дошкольного, младшего школьного и среднего возрастов. На этих работах воспитываются дети, а взрослые находят в них отражение истинного адыгского духа и характера. Активно участвуя в общественной жизни адыгского народа, в становлении литературного, песенного и научного творчества, Заур Магометович содействовал сохранению и развитию национального искусства и культуры, родного языка, приобщению людей к духовному богатству народа, к его истории, традициям и обычаям. Заур Магометович - классик адыгской литературы, его труды изучают в институтах гуманитарных исследовании Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Республики Адыгея, а его произведения включены в школьную программу этих республик. Заур Налоев много писал о значимом и масштабном политическом деятеле Кабарды первой половины XVIII в. Жабаги Казаноко. Тщательно и виртуозно работая с устными и архивными источниками, он сделал многое для того, чтобы осмыслить и провести границы между образами фольклорного и исторического Казаноко, в результате чего появился фундаментальный труд «Сказания о Жабаги Казаноко». Важнейшая заслуга Заура Налоев как ученого в том, что он вывел из тени институт джегуако, народных песнетворцев, поместил в широкий европейский контекст аналогичных культурных явлений и вписал в общемировые культурные процессы. Им посвящены уникальные труды «Джегуако и поэты», «Институт джегуако», научные статьи «Организационная структура джегуако», «Социальное и профессиональное расслоение института джегуако». Говоря об «Институте джегуако», доктор филологических наук Адам ГУТОВ отмечает, что эта книга соразмерна энциклопедии. Поэт, писатель, журналист, главный редактор газеты «Горянка» Зарина КАНУКОВА отметила: «Мне кажется, такой личности, которую можно сравнить с Зауром Налоевым, у нас нет и вряд ли будет. Тех, кто хорошо его знал, не удивят мои слова. Мы часто говорим, что у выдающегося автора есть одна книга, которая выделяется из всех, и даже если бы не было создано всего остального, ее было бы достаточно. Для меня это книга «Институт джегуако». Она дает полное представление о нашей истории, традициях, песнях и сказаниях, коммуникации. В ней увековечены имена почти ста выдающихся авторов и исполнителей. Эту книгу надо обязательно читать, изучать, анализировать». Заур Налоев всегда открыто проявлял свою гражданскую позицию: ездил в Абхазию накануне войны 1992-1993 гг. и вместе с Багратом ШИНКУБОЙ выступал перед абхазским народом, являлся одним из создателей и руководителей «Адыгэ Хасэ», стоял у истоков Международной черкесской ассоциации (МЧА). Будучи великолепным оратором, выступал за сохранение родного языка, нравственности и культурного воспитания молодежи, считая образование главной формой воспитания здоровой духовной нации. Для Заура Налоева высочайшей похвалой были слова «Он пил воду из Уруха». Родное село, раскинувшееся на берегу стремительной реки, тень от раскидистых деревьев, камень, под которым, по поверьям, прячется Речная дева – Псыхъуэгуащэ, хранились в потайном уголке его сердца. Лилиана ШОРДАНОВА
Поделиться:Читать также:
|