ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

ДЕТИ ХРУПКИЕ, ГЛАВНОЕ – НЕ НАВРЕДИТЬ

Кандидат исторических наук Изабелла КОСУМОВА работает учителем истории и обществознания в сельском поселении Адиюх, а живет в Нальчике. Да, немного кандидатов наук в школах. Почему она выбрала этот путь? Об этом и многом другом наша беседа с ней.

- Изабелла Сафарбиевна, вы откликались на благотворительные акции «Горянки», спасибо! Затем принимали активное участие в акции «Мы вместе» Народного фронта во время ковида.

- Я за волонтеров в любой сфере. Там, где людей связывают добрые дела, появляется общество. И такую работу надо инициировать. Мы подсознательно фиксируем все, что делают окружающие. И это оставляет отпечаток, воспитывает нас, формирует. Я осознанно хочу быть проводником добра.

- Кто ваш главный наставник по жизни?

- Моя мама Людмила РАХМАТУЛЛАЕВА, посвятившая всю жизнь педагогике. Благодаря ей я осознала, насколько почетна, престижна, но в то же время ответственна профессия учителя. Мама – узбечка, жила в Узбекистане. Семья папы - Сафарби ХАВПАЧЕВА была репрессирована и депортирована в Узбекистан. Там они и познакомились.

Раскулачивание в тридцатых годах подкосило класс людей, которые умели работать на земле. Оно коснулось кабардинцев тоже, и моего деда Таукана выселили. Потом реабилитировали. Но и там, в Азии, где жили ссыльные, люди влюблялись, и там молодые были романтиками. Вот и мои родители так создали семью. К сожалению, папа ушел из жизни рано, тридцать лет назад, онкология. Это сейчас на второй стадии вылечивают, а тогда даже не диагностировали. Сгорел за два месяца.

Мама приехала в Кабардино-Балкарию, потому что считала, что женщина должна поддерживать мужа. Он захотел на родину, значит, надо ехать. Хотя в Узбекистане остались ее близкие. У нее очень интересная семья: старшая сестра - Ираида была юристом, уже скончалась, училась с Анатолием СОБЧАКОМ. Младшая - Галина работала заместителем секретаря райкома партии Узбекистана Шамшудина ТЕТУЕВА, Героя Социалистического Труда, выходца из Верхней Балкарии. Просто порой диву даешься, как переплетены судьбы людские. Мы только в семидесятые годы переехали в Нальчик.

Ообщение с сестрами - это отдельная тема. Я бесконечно люблю свою сестру Людмилу. Она, хоть и одна, но за десятерых! Работает врачом-психиатром. Добрая, внимательная, у нее не бывает эмоциональных качелей. Она научила меня быть терпимой, принимать чужие недостатки.

У меня интернациональная семья, супруг – чеченец, из Ачхой-Мартана. Дочка Эльвира вышла замуж за кумыка, я уже бабушка, у меня растет внучка Хавва. Интернациональность семей у нас идет из поколения в поколение. Мамина мама была русской, работала фельдшером, вышла замуж за узбека. Ее долго не принимали, считали чужой, но профессионализм, отзывчивость, чуткость, желание помогать людям сделали свое дело, она стала родной. Порядочных людей рано или поздно везде признают.

Мама учила меня любить мир за его разнообразие. Много народов и культур – это красиво и интересно. Поэтому я на своих уроках делаю акцент на уникальность нашей многонациональной огромной Родины, учу детей ценить, беречь и развивать удивительный мир нашего Отечества.

Если говорить о наставнике в школе, это Сусанна КУШХОВА. Ее кабинет рядом со мной, всегда удивлялась, как она ведет малышей начальной школы в столовую, сколько в ней терпения и любви. А с этого года единые образовательные программы, никто не давал разъяснения, как их составлять, но ничего, она помогла.

- Ваша мама была наставником и других детей. Возникала ревность?

- Да, ревность была. Мама отдавала всю себя детям, в детстве я ревновала ее к работе. И только потом, когда сама начала работать, осознала, как сильно может увлечь работа. Мама была мне не только кровно самой близкой, но и духовно. Я тяжело пережила ее уход. Именно после ее смерти перешла в школу – в мир своей матери. До этого работала в университете МВД и гуманитарно-техническом колледже.

- Не тяжело ездить в Адиюх из города?

- Нисколько. Мы живем на проспекте Ленина, маршрут «2А» едет прямо к моей школе.

- У вас столько учеников, наверное, вы их встречаете везде?

- Да, в магазинах, на улицах, на официальных мероприятиях. Они подходят, благодарят, вспоминают уроки. Это так трогательно! Однажды я попала в больницу после аварии, и неожиданно меня пришел навестить мой студент. А на следующий день у него свадьба. Я удивилась, что он в преддверии своего торжества решил прий-
ти ко мне. А потом вообще поразил, сказав, что его супруга уже через два дня после свадьбы сможет в больнице ухаживать за мной. И студенты в колледже и вузе, и дети в школе – все замечают! Умеют быть благодарными. Я никогда не заходила в
аудитории, а сейчас в школьный кабинет - со своими проблемами. Все остается за дверью, я должна учить, увлекать, открывать что-то новое детям. Ученики привозят мне ракушки с моря, просят обнять их, советуются в трудных жизненных ситуациях. Это бесценно.

- Вы работали с детьми-аутистами.

- Да, я получила допобразование по коррекционной педагогике. Интерес возник, когда лоббировала проведение в КБР чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов «Абилимпикс». Убеждена: у каждого должна быть возможность развиваться. Гуманность образования - в его доступности. Многие педагоги понимают это и выстраивают индивидуальные траектории развития для детей. Я радуюсь успехам детей, они освещают мою жизнь. Работа со школьниками – особый труд. Дети хрупкие, главное – не навредить. Мои ученики очень талантливы, у них горят глаза, знания они впитывают, как губка. Но надо сначала самой досконально изучить каждую тему, чтобы понять, что рассказать ученикам.

- История такая многогранная…

- Этого не надо пугаться. История как предмет дает возможность детям выразить свое мнение, дискутировать, анализировать. К сожалению, иногда встречаюсь с нежеланием читать книги, дети ориентируются на интернет. Но я говорю, что без книги невозможно понять тему. Действительно, интернет порой однобоко освещает события, я же стараюсь, чтобы ученики понимали всю сложность процессов. При этом каждая тема – кирпичик в здании патриотизма. Мы любим землю, которая нас кормит, которая была родиной наших предков. Это очень естественные и глубокие чувства, и я горда, что причастна к ним.

Марзият БАЙСИЕВА

Поделиться:

Читать также:

17.01.2025 - 09:09

Путешествие к новым знаниям

В экономике многих стран индустрия туризма играет одну из важнейших ролей. Туризм давно вышел за рамки путешествий ради отдыха и удовольствия. С быстрым развитием инфраструктуры и технологий появляются новые формы, среди которых научно-популярный туризм.
16.01.2025 - 12:34

В филиал фонда «Защитники Отечества» поступило более 17 тысяч запросов и обращений

О деятельности филиала государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Кабардино-Балкарской Республике в 2024 году рассказывает его руководитель Муаед ДАДОВ.
15.01.2025 - 09:02

Современная образовательная среда республики

Модернизация и строительство новых школ – два самых важных направления, реализуемых сегодня в сфере образования Кабардино-Балкарии. Комплексный подход к проведению капитального ремонта дает возможность создать комфортную, безопасную и современную образовательную среду.
15.01.2025 - 08:48

Дороги победы Курпских высот

11 января в Терском районе состоялось массовое восхождение на Курпские высоты, посвященное 82-й годовщине со дня освобождения Кабардино-Балкарии от немецко-фашистских захватчиков.
01.01.2025 - 09:12

Искусство с урбанистическим характером

От наскальных рисунков наших предков до настенных объявлений в наши дни - надписи и рисунки на стенах городов и сел сопровождают человеческую цивилизацию.