Я СОТКАНА ИЗ ЯЗЫКА, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ СВОЕГО НАРОДАГость нашего номера - Карина ХАЖИРОКОВА, учитель кабардино-черкесского языка средней общеобразовательной школы № 5 г.п. Чегем. Недавно она заняла второе место на XIII межрегиональном профессиональном конкурсе учителей родных языков субъектов СКФО и Республики Адыгея «Мы разные, но равные!», который состоялся в Грозном. И не случайно. Она - одна из ветвей большого семейного древа педагогической династии. А еще чтит язык, традиции, историю и культуру своего народа. Цель жизни видит в том, чтобы стать достойной продолжательницей всего лучшего, что есть у адыгов. - Кто-то с детства мечтает быть учителем, кто-то приходит в эту профессию волею судьбы, а я никогда и мысли не допускала, что могу выбрать другое направление. Моя мама, тети, дяди, бабушки, дедушки и прадедушки - педагоги. Некоторые назовут это династией, и будут, наверное, правы. Мы же называем себя большой учительской семьей. Я училась в школе, где работает моя мама, сидела на ее уроках, наблюдала за работой опытного педагога, за тем, как меняются ребята, как в их глазах зажигается искорка интереса. Пробовала себя на открытых уроках и поняла - пора отращивать новую ветвь семейного древа педагогической династии. Сразу после школы поступила в КБГУ. Поначалу думала, что проучусь там пять лет, получу диплом, окрепну и только после этого встану у доски, но… Сразу после первого курса меня пригласили работать в МКОУ «СОШ №5» г. Чегема. Боялась ли я? Скорее, это было приятное волнение, потому что в отличие от многих молодых коллег у меня уже были опыт преподавания и понимание того, как нужно поступить в той или иной педагогической ситуации. За три года работы в школе поняла, что самый лучший способ научить чему-то детей – увлечь их собственным примером. Постоянно ищу новые идеи, непрерывно обучаюсь, саморазвиваюсь, выступаю на педсоветах, участвую в конференциях. Учу видеть красоту - Другая сторона развития – творческая: игра на синтезаторе, занятия вокалом, живописью, национальными танцами. Помимо основной работы, являюсь тренером по гимнастике. Внедряю в занятия элементы кабардинского танца, шьем костюмы с национальным мотивом. Стараюсь даже в этом направлении привить ученикам любовь к искусству родного края. Учу их не только сложным спортивным элементам. В первую очередь учу детей видеть красоту вокруг себя и в себе самих. Человек не может создавать красоту, если не видит ее вокруг себя. А красоты вокруг нас, согласитесь, много. Общественная деятельность - Важное место в моей жизни занимает общественная деятельность, где выступаю как организатор региональных мероприятий и как волонтер. Самыми яркими совместными мероприятиями стали региональный фестиваль «Мульттерапия КБР» с центром социальной адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, где мы представили несколько фильмов, отражающих традиции и быт кабардинского народа, а также «Университетские смены» с «Движением первых». Там я провела квиз «Моя республика», направленный на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Вообще за время педагогической работы сделала вывод, что успешным ученик становится лишь тогда, когда может самостоятельно добывать знания, анализировать и обобщать, делать выводы, а также грамотно презентовать свою работу. Поэтому значительную роль в работе отвожу методу проектной деятельности. За годы работы под моим руководством было разработано более десяти проектных ученических работ, связанных с историей, бытом наших предков, с обычаями и традициями родного края. Проектный метод использую не только во внеурочной деятельности, но и на уроках кабардино-черкесского языка и литературы. Пути решения проблем в современных реалиях - Сегодня мы рискуем потерять язык, на котором писали Шора НОГМОВ и Бекмурза ПАЧЕВ. Считаю, что каждый из нас должен приложить все усилия, чтобы сохранить наследие предков. Сегодня растет поколение, которое сначала учится управлять смартфоном и только потом начинает говорить. Мы можем либо сопротивляться техническому прогрессу, либо адаптировать его и сохранить все ценное в нашей культуре. Поэтому использую в своей работе цифровые инструменты для повышения мотивации детей к изучению и популяризации адыгского фольклора, обычаев и традиций. К примеру, создаем мультфильмы по мотивам нартского эпоса. Дети сами рисуют героев, пишут сценарии, снимают, озвучивают и монтируют. Поэтому ответ на вопрос: в каком формате эффективнее привлекать детей к изучению культуры своего народа - в традиционном или цифровом, думаю, будет очевиден. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, не забываю о сохранении их здоровья в процессе обучения с использованием новых технологий. Компьютер – только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и ученики. Связующее звено - В вопросе обучения родному языку важна совместная деятельность школы, семьи и общественности. На каком языке будут говорить дети в семье и какой язык будут изучать в школе, зависит от родителей. Поэтому очень важно заинтересовать предметом не только ребенка, но и родителей. С этой целью провожу индивидуальные и групповые консультации по вопросам содержания предмета, для желающих овладеть родным языком более углубленно провожу онлайн-занятия. Стараюсь довести до родителей мысль, что изучение родного языка – важный инструмент, который способствует формированию представления ребенка о своем происхождении и корнях. Это связующее звено между ребенком, его близкими и своим народом. Сетевое пространство сблизило меня и родителей, дало возможность проводить консультации через свой сайт, знакомить с сообщениями, с актуальной информацией по организации и проведению образовательного процесса. Кроме того, получив положительную динамику апробирования инновационных методов и технологий, провожу диссеминацию опыта на педагогических советах, вебинарах, веб-конференциях, публикую на образовательных сайтах статьи на актуальные темы. Для гармоничного развития - Можно много говорить о культуре предков, а можно помочь молодому поколению прикоснуться к ней. С этой целью активно участвую в пополнении фонда этнографического музея в нашей школе. Провожу различные мероприятия по приобщению детей к культуре, традициям и обычаям родного края. Мультфильмы, этнографический музей, квиз, национальные подвижные игры, конкурсы и даже программы в гаджетах – только крупицы, маленькие зерна, которые мы сеем на поле нашего будущего. Пожинать плоды этих трудов будем через много лет. И каким будет урожай, сегодня зависит от каждого, кто стоит с указкой у доски и делится своими знаниями с новым поколением. Понимаю, что многое зависит от учителя родного языка. Только он на своих уроках может привить ребенку важнейшие черты горского этикета, воспитать честность, умение быть справедливым, способность к самообладанию. Думаю, для гармоничного развития ребенка крайне важно, чтобы он знал родной язык, так как на материнском языке человек легче выражает свои мысли. Каждый народ имеет свои историю, обычаи и традиции. Все это передается из поколения в поколение посредством языка. Можно, конечно, рассказать ребенку историю его народа на чужом красивом языке. Но это будет не его история и не его культура. А потому привить ребенку любовь к родному языку - значит научить его познавать красоту и силу родного слова, научить любить свой народ и свою родину. Семейная традиция - Я начала интервью с семейных традиций. В их числе не только выбор профессии. Старшее поколение не только передает мне свой опыт, но и является примером для подражания. Вслед за ним участвую в профессиональных конкурсах. В прошлом году стала призером муниципального этапа конкурса «Лучший учитель родного языка», в этом наша команда стала победителем в конкурсе Обрсоюза СОТ по цифровизации образования. А полученное второе место в межрегиональном конкурсе учителей родных языков «Мы разные, но равные» позволило мне подняться еще на несколько ступеней педагогической лестницы. Алена КАРАТЛЯШЕВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|