ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

МЕРА ВСЕГО - ЧЕЛОВЕК

Лариса КАГЕРМАЗОВА получила образование историка. И хотя работает в смежной сфере социологии, интерес к истории и художественной литературе присутствует всегда. В чтении отдает предпочтение семейным сагам, историческим повествованиям, романам о сплетении судеб, традициях и культуре разных народов.

- Взяла бы на необитаемый остров роман Исая КАЛАШНИКОВА «Разрыв-трава». Это произведение мало кому известно, хотя представляет большой интерес. В свое время я была от него под большим впечатлением, думаю в ближайшее время перечитать. Роман о семейских старообрядцах Забайкалья - яркой ветви древнего русского народа. На самом деле семейские - гораздо более широкое понятие, это уникальная этнографическая группа русского народа, исторические корни которой уходят вглубь тысячелетий. Это народ, который пронес традиции своих предков на протяжении многих веков, сохранив старую веру, традиции, культуру, устои и быт допетровской Руси. Научной литературы о семейских написано много, а художественной крайне мало. Благодарные потомки русских старообрядцев Забайкалья, которые стали писателями, написали несколько романов о семейских, которыми можно зачитываться и перечитывать снова. Именно читая художественную литературу, можно понять, как и чем жили семейские, как трудились и берегли завещанное предками.

Роман «Разрыв-трава» о жизни тихой и глухой деревушки Тайшихи, о судьбе трех братьев Родионовых, у каждого из которых свой характер, свой взгляд на жизнь, своя судьба и своя семья. И все же есть у них общая черта: «Родионовы – исконные хлеборобы. Они любят свой суровый край, родное Забайкалье, любят крестьянский земледельческий труд, одаривший пахаря урожаями и достатком в доме». Роман начинается сценой смерти главы семьи – Назара Ивановича Родионова. Умирая, он тревожится за судьбу детей: не такими они стали, как бы он хотел, Бога отрицают, вольно и смело рассуждают о жизни, семейских порядков не признают. Он молит сыновей лишь об одном: «Блюдите старину, блюдите». События, о которых идет речь, охватывают период с 1920-х по 1950-е годы, перед глазами читателей проходят два поколения. Здесь имеют место конфликт личностей, конфликт государства и человека, становление колхозов, война. Все это фон для событий, происходящих в селении, где все еще живы строгие правила, недоверие к чужакам и всему новому. С болью и кровью после войны и революции ломались старые обычаи, в это непростое время люди обнажали свое истинное нутро. Кто-то рвался к богатству, кто-то лелеял свои обиды, кому-то честный труд пришелся не по душе, кто-то мечтал о воле, а кто-то привычно работал на земле до седьмого пота, заботясь не только о своей семье, но и думая обо всех живущих рядом. Те, кто умел и хотел работать, справились вопреки всему и жили по совести. А испорченные деньгами и вещизмом охотники за богатством вроде и живут хорошо, в достатке, но только пусто у них на душе, одиноко и выть хочется. Автор не просто рассказал о жизни двух поколений жителей забайкальской общины, он недвусмысленно показал, что «сыновья у отцов пониманию жизни учатся, а отцы всякие бывают», оттого и получают отцы от своих детей ровно то, что посеяли. В каждой главе своя мысль, вокруг которой крутится все происходящее, наслаивается, добавляя штрихи к образу отдельного персонажа или поясняя то или иное событие, обязательно неразрывно связанное с общей ситуацией. Вот и получается, что забайкальская небольшая деревня Тайшиха – зеркальное отражение всей страны.

Возможно, подобная литература нравится не всем. Но меня дрожь пробирала, так было интересно читать про деревенский уклад, быт и отношения. Если работали, то до седьмого пота, если любили, то честно, без интриг и хитростей. Очень понравилось, как автор раскрывает героев – каждый из них словно бы главный.

Произведение написано красивым языком, так что удовольствие от прочтения я получила. Язык повествования настолько самобытен, красочен, богат и объемен, что моментально подкупает. Переворачиваешь страницу за страницей и доверчиво следуешь за автором, наслаждаясь каждой строчкой, абсолютно искренне веришь, что ничего не выдумано, а прожито автором и пропущено через себя.

Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой

 

Поделиться:

Читать также:

19.04.2024 - 22:12

БЛАГО ИЛИ НАКАЗАНИЕ

Элина ТОКОВА работает ассистентом руководителя в агропромышленной фирме, в свободное время пишет акрилом фантазийные картины и любит бывать на природе. Любовь к книгам Элине привил отец, который читал дочерям на ночь занимательные истории.
17.04.2024 - 09:30

«МЕНЯ ВДОХНОВЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ»

Уроженка города Прохладного Ксения ШЕВЦОВА преподает хореографию в ансамбле национального танца «Амир». Помимо творческой деятельности, проявляет активную гражданскую позицию.
17.04.2024 - 09:22

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ИЗВЕСТНОГО ЗДАНИЯ

Культурно-образовательный центр «Эрмитаж-Кавказ» представил книгу «История Кабардино-Горского реального училища имени Александра III: исследования и материалы».
12.04.2024 - 20:09

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАЙНЫ БЫТИЯ

Арсен ГАЛАТОВ о себе говорит, что быть фотографом - его профессия и состояние души. У него в арсенале несколько камер, поэтому, даже отправляясь туда, где, казалось бы, снимать не собирается, берет с собой небольшую камеру.
03.04.2024 - 10:29

О тех, кто совсем недавно жил и любил

Возможно, в настоящее время самый востребованный спектакль в Московском театре Олега Табакова - «Охота жить» по рассказам Василия ШУКШИНА.